ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ МБОУ СОШ№23
на 2014/2015 учебный год
Тема школы
на 2014-2015 учебный год
Личностно-ориентированное обучение и воспитание учащихся с использованием средств здоровьесберегающих технологий.
Ц е л ь:
создание условий для самостоятельного осознанного выбора каждой личностью своей стратегии поведения, способов существования, направления самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Задачи:
1.Формирование духовно-нравственной личности, обладающей гражданской позицией, навыками нравственного поведения.
2. Формирование у учащихся потребности в обучении и развитии.
3. Развитие благоприятной и мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам самоконтроля, самообразования.
4.Развитие творческих способностей обучающихся.
5.Развитие одаренности и адаптивных возможностей учеников.
6.Совершенствование процедуры мониторинга обученности школьников с целью повышения качества образования.
7.Проведение работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни.
Деятельность целесообразно проектировать по направлениям
- Гражданско-патриотическое
- Нравственное и духовное воспитание
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству
- Интеллектуальное воспитание
- Здоровьесберегающее воспитание
- Социокультурное и медиакультурное воспитание
- Культуротворческое и эстетическое воспитание
- Правовое воспитание и культура безопасности
- Воспитание семейных ценностей
- Формирование коммуникативной культуры
- Экологическое воспитание
1. Гражданско-патриотическое:
— воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
— формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
— усвоение ценности и содержания таких понятий, как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
— развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
— развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
— формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, своего края, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа; развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
— повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
— увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
— развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинквентного поведения среди учащейся молодежи.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— акции «Возьми себе в пример героя», «Я –гражданин!»;
— поддержка ветеранов войны и труда, взаимодействие со старшими членами семьи в вопросах определения ценностей национальных и семейных традиций, профессиональной ориентации, культурно-эстетических взглядов, нравственных принципов;
— исследование истории родного края, природного и культурного наследия страны;
— направленные на развитие компетенций в сфере межкультурной коммуникации, диалога культур, толерантности;
— формирование уважительного отношения к труду, к человеку труда, к достижениям отечественной науки и производства, на развитие индивидуальных потенциальных профессиональных способностей молодого гражданина, на повышение потребности в определении своего места в социально-экономическом развитии российского государства;
— воспитание уважительного отношения к воинскому прошлому своей страны;
№пп | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Продолжить изучение родного края: |
( Посещение музеев города Новочеркасска и поселка Донского, обзорные экскурсии по городу и области)
в течение годаКлассные руководители2 Военно-патриотический месячникянварь-февральЗаместитель директора по ВР, классные руководители3 Беседы об освобождении города Новочеркасска (13 февраля), митинг у стелы 50-летия ПобедыфевральУчителя истории, классные руководители4 Встречи с ветеранами ВОВ войны, акция «Письмо ветерану»февраль, май 5Принять участие в митинге и мероприятиях посвященных празднованию годовщине Победымай 6Подготовка и участие в мероприятиях посвященных дню поселка Донскойсентябрь 7Праздник «Покров на Дону»октябрь 8Исследовательские проекты «Помни корни свои»апрель 9Конкурс исследовательских презентаций «Праздники и традиции Дона»ноябрь
2. Нравственное и духовное воспитание:
— формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
— формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
— формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы
-совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
— формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
— формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
-проект «Наша школьная страна», недели культуры, встречи с писателями, музыкантами, художниками, журналистами и др.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Праздник классов- городов |
«Яркий случай из жизни города»апрель2Смотр уголковоктябрь3Создание Конституции своего города-классаоктябрь4Интерактивный конкурс-презентация «Жизнь города-класса»февраль5Родительские собрания по различным аспектам духовно-нравственного воспитания детейдекабрь6Оформление классных уголковв течение года7Праздник «Казачьему роду нет переводу»сентябрь
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
— формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
— формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
— формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
— формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
— формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессионального образования, адекватного потребностям рынкам труда; механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
-экскурсии на предприятия и в организации, встречи с представителями различных профессиональных сообществ, семейных трудовых династий, организация производственных и ознакомительных практик для учащихся старшей школы, организация специальных профориентационных мероприятий;
— школьные кружки, детские центры творчества; разовые мероприятия — дни труда, дни профессий, творческие конкурсы и фестивали и т.п.;
— концепция «Воспитание социально активной личности»,
мероприятия по повышению мотивации к обучению, внеклассные мероприятия, расширяющие знания в образовательных областях и раскрывающие их прикладное значения, мероприятия направленные на развитие поиска своего места и роли в производственной и творческой деятельности;
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 |
Субботники | сентябрь, октябрь, апрель, май |
2 |
Профориентация учащихся | в течение года |
3 |
Рекламная компания кружковой работы | в течение года |
4 |
Участие в конкурсе «Ученик года» | в течение года |
5 |
Контроль дневников | в течение года |
6 |
Проведение классных часов | в течение года |
7 |
Экскурсии на предприятия | Апрель, май |
8 |
Классный час «Право подростка на труд», «Право на выбор» | Ноябрь, апрель |
9 |
5 трудовая четверть | июнь |
10 | Акции «Чистый город» | октябрь, апрель |
4. Интеллектуальное воспитание:
— формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о возможностях
интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности
— формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства
— формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— программа «Одаренные дети», проект «Ученик года», научно-практическая конференция направленная на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Конкурс «Ученик года» | в течение года |
2 | Школьная научно-практическая конференция | май |
3 | Работа с одаренными детьми по программе « Одаренные дети» | в течение года |
4 | Участие в городских, областных предметных неделях, конкурсах, фестивалях | в течение года |
5 | Проведение малых педсоветов | по необходимости |
6 | Тест «Уровень воспитанности» | Сентябрь, апрель |
5. Здоровьесберегающее воспитание:
— формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
— формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
— формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— «Здоровье», «Я люблю жизнь!», регулярное проведение профилактических мероприятий, лекций, встреч с медицинскими работниками, сотрудниками правоохранительных органов, детскими и подростковыми психологами, проведение дней здоровья, олимпиад и конкурсов и т.п., изучение истории спорта и олимпийских игр, развитие семейного спорта, детского и юношеского туризма и т.д.;
— пропаганда здорового образа жизни и физической культуры, в том числе и средствами социальной рекламы, по следующим основным направлениям: информационное сопровождение спортивных соревнований и мероприятий; разработка и реализация информационно-пропагандистских мероприятий для различных групп населения (детей, подростков, учащейся молодежи), направленных на формирование и пропаганду здорового образа жизни;
-научные сообщества учащихся, исследующие проблемы психологического комфорта, коммуникативной компетентности, нравственного поведения;
-лекции и круглые столы по проблемам духовного здоровья молодого поколения, преодоления асоциального поведения; профилактики экстремизма, радикализма, молодежного нигилизма и т.д.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Лекции по профилактике правонарушений | В течение года |
2 | Лекция по профилактике наркомании | В течение года |
3 | Родительское собрание «Влияние слабоалкогольных напитков на здоровье обучаемых» | февраль |
4 | Лекция: «Профилактика табакокурения» | апрель |
5 | Участие в мероприятиях «Спорт против наркотиков» | В течение года |
6 | Лекция «Проблемы СПИДа» | 3 четверть |
7 | Классные часы «Мои права и обязанности» |
март8Тематическая выставка литературы «Россия – правовое государство»В течение года9Классные часы «Имею право на право»
октябрь10Участие в мероприятиях «Новочеркасск-территория здоровья»октябрь11Интерактивное занятие по профилактике наркомании2 четверть12День здоровьяСентябрь, май Организация физкультминуток, подвижных перемен, динамических пауз, офтальмологических паузВ течение года13Летняя оздоровительная площадкаиюнь14акция «Классы, свободные от курения»3 четверть15Тестирование на употребление ПАВ четверть16
6. Социокультурное и медиакультурное воспитание:
— формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях, как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям, как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» ;
— формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— программа «ОБЩЕНИЕ», направленная на организацию мероприятий, посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на проведение в школах тематических круглых столов и «открытых кафедр» с участием представителей родительской общественности, педагогов, социологов, культурологов, психологов, на организацию школьных клубов интернациональной дружбы и т.д.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Неделя инвалидов | октябрь |
2 | День пожилого человека | октябрь |
3 | Класный час «Я — толерантен» | ноябрь |
4 | Класный час «Я — гражданин» | январь |
5 | Акция «Добру откроются сердца» | Апрель, май |
6 | Волонтерское движение | В течение года |
7 | Концертные выступления в доме инвалидов | 2 четверть |
7. Культуротворческое и эстетическое воспитание:
— формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
— формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
— формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
— формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
— формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
— формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— организация деятельности школьных кружков и творческих объединений, литературных и художественных салонов, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;
— проведение туристических походов и слетов, связанных с изучением истории и культуры, организация дней и декад культуры в школе и т.д.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 |
Тесное сотрудничество с ДДТ, Школой искусств, библиотекой, ДК, спорт школой |
В течение года |
2 | Организация посещения экспозиций выставок музеев и художественных школ, концертов в филармонии и школах искусств, театров. | В течение года |
3 | «День учителя» | октябрь |
4 | «Вечер встречи» | февраль |
5 | День знаний 1 класс, последний звонок | сентябрь, май |
6 | Новогодние утренники, бал | декабрь |
7 | Осенний бал | октябрь |
8 | Казачьи посиделки | в течение года |
9 | Конкурс творческих работ «Мы |
живем на Донской земле»январь10Выпускной балиюнь11Традиции моей семьимарт12Здравствуй веснамарт13Проект «Школьный ранец культуры»в течение года14Праздник «Масленица на Дону»февраль-март15Фольклорный праздник «Как на нашем на Дону…»ноябрь16Конкурс рисунков «Жизнь казаков»Октябрь
8. Правовое воспитание и культура безопасности:
— формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности; формирование электоральной культуры;
— развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодежных субкультур.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— проведение олимпиад по правоведению, распространение правовой информации ( в рамках тематических классных часов; лекций с приглашением специалистов и др.);
— отряд ЮИД, отряд ДЮП;
— тематические классные часы, учений и игр по основам безопасности, оказание первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности;
— проведение всероссийских (единых) мероприятий и акций, направленных на формирование правовой компетентности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям, недопущению жестокости и насилия по отношению к личности; распространение и укрепление культуры мира, продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, межнациональной солидарности и т.д.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | взаимодействия с инспектором уполномоченными по правам ребенка | в течение года |
2 |
Родительское собрание « ОТВЕТСТВЕННОСТЬ , САМООЦЕНКА И САМОКОНТРОЛЬ. КАК ИХ РАЗВИВАТЬ?» |
апрель |
3 | Праздник «Первоклассник –пешеход!» | сентябрь |
4 | Беседы ПДД, пожарной безопасности, ОБЖ | в течение года |
5 | Праздник «Огонь наш враг или друг?», «Елка» | октябрь, декабрь, апрель |
6 | Участие в городских и школьных конкурсах по ПДД и пожарной безопасности | в течение года |
Занятия отрядов ДЮП, ЮИД | в течение года |
Темы классных часов по ОБЖ.
№пп |
Тема |
Дата |
1. |
«Безопасность поведения в школе и на улице!» Правила вызова служб безопасности. |
сентябрь |
2. |
Эвакуация из здания школы на случай пожара. Пожарная безопасность в осенние каникулы. |
октябрь конец четверти |
3. |
Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложников. |
ноябрь |
4. |
Факторы, разрушающие здоровье. Профилактика вредных привычек. Профилактика табакокурения. Профилактика наркомании и токсикомании. |
декабрь |
5. |
Меры пожарной безопасности при проведении Новогодних праздников Правила пользования электроприборами взрывчатыми веществами (хлопушки) |
январь |
6. |
Особенности города как среды обитания человека. |
февраль |
7. |
Правила поведения при пользовании бытовым газом и газовыми приборами. |
март |
8. |
Эвакуация из здания школы на случай пожара. Пожарная безопасность в весенние каникулы. |
апрель |
9. |
Правила поведения на воде и в период летних каникул. |
май |
9. Воспитание семейных ценностей:
— формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
— формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— мероприятие «Мои бабушка и дедушка», акция «Украсим свой двор», совместное благоустройство школьного пространства и т.д.;
|
|
|
1. Изучение семей учеников |
посещение семей учеников, анкетирование, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», |
в течение года |
тестирование, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, |
в течение года |
|
формирование банка данных о семье и семейном воспитании. |
сентябрь |
|
2. Педагогическое просвещение родителей |
родительские собрания; тематические консультации; педагогические практикумы по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе; обзор популярной педагогической литературы для родителей, обмен опытом воспитания детей в семье; вечер вопросов и ответов; |
в течение года |
3. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных дел в классе |
коллективные творческие дела; праздники, вечера, концерты, КВН; посещение театров, выставок, библиотек; прогулки, походы, поездки и путешествия; выставки творческих работ, дни здоровья; помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении классной комнаты; участие в оборудовании кабинета и изготовлении наглядных пособий; организация мини-кружков и клубов. |
в течение года |
4. Педагогическое руководство деятельностью родительского совета |
выборы родительского комитета, |
сентябрь |
работа с социально неблагополучными семьям |
в течение года |
|
выявление детей группы риска |
в течение года |
|
5. Индивидуальная работа с родителями |
индивидуальные беседы с родителями, педагогические консультации, индивидуальные поручения |
в течение года |
6. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся |
родительских собрания, индивидуальных консультаций, проверки дневников учащихся, составления карт развития и таблиц результатов их учебной деятельности, ведения дневников наблюдения за процессом развития ребенка или тетрадей достижений учащихся, направления родителям писем-характеристик, записок-извещений, благодарственных и поздравительных открыток, смс дневник |
в течение года |
10. Формирование коммуникативной культуры:
— формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную, межкультурную коммуникации;
— формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
— формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
— формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
— школьные газеты, сайты, радио-, теле- и видеостудии;
— проведение олимпиад, праздников, концертов родного и иностранных языков и т.д.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 |
Создание детской службы примирения |
В течение года |
2 |
Классный час «Русское слово в пространстве российской культуры: история и современность» |
март |
3 |
Проект «Сквернословие» |
сентябрь |
4 |
Интерактивная газета |
в течение года |
5 |
Использование интернет ресурсов, мультимедийных презентаций для проведения мероприяти |
в течение года |
— формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде, бережного отношения к процессу освоения природных ресурсов региона, страны, планеты;
— формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях; формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде;
— формирование условий для развития опыта многомерного взаимодействия учащихся общеобразовательных учреждений в процессах, направленных на сохранение окружающей среды.
Мероприятия, направленные на развитие данного направления воспитательной деятельности:
-изучение региональных и этнокультурных особенностей экологической культуры в рамках программ и курсов краеведения, природоведения, деятельности детских юннатских кружков и центров,
— акции «Посади дерево», «Редкий цветок»;
— проект «Мой дом», направленный на формирование благоприятной и безопасной среды обитания в рамках населенного пункта, двора, школы.
№пп | Мероприятия | Сроки |
1 | Благоустройство школьного двора | в течение года |
2 | День воды | апрель |
3 | День земли | апрель |
4 | Участие в неделе экологической опасности | апрель |
5 | Классный час «Живи Земля!» | март |
6 | Акция «Посади дерево!» | май |
7 | Акция «Наш дом Земля!» | май |
Концепция воспитательной работы в МБОУ СОШ № 23 «Воспитание социально активной личности»
Человек не воспитывается по частям,
он создается синтетически всей суммой
влияний, которым он подвергается.
Поэтому отдельное средство всегда
может быть и положительным,
и отрицательным, решающим моментом
является не его прямая логика, а действие
всей системы средств, гармонически организованных.
А.С.Макаренко
Пояснительная
записка
Важное место в жизни каждого ребенка занимает школа, которая как сложный социальный механизм отражает характер, проблемы, противоречия общества. Задача учителя – помочь ребенку определиться в этом обществе, выбрать правильное направление, чтобы он не потерялся в многообразии и сложности сегодняшней жизни.
Проводимый ежегодный мониторинг воспитательного процесса выявил, что показатель социального развития выпускников школы имеет тенденцию к снижению. В чем могла быть причина такого нежелательного показателя? По мнению одних опрошенных, это – боязнь «выйти в большую жизнь», которая требует от молодых людей суперактивности и суперкоммуникативности. По мнению других, это – противоречия в укладе жизни жителей городских и сельских. Третьи же строго придерживаются семейных постулатов о материальной стороне жизни. Все эти комплексы существенно затрудняют самореализацию молодых людей во взрослой жизни.
Естественно, ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализированности наших подростков. Школа же благодаря своему воспитательному потенциалу способна помочь в определении ориентации личности каждого ученика. Этот потенциал школы может быть реализован при соответствующих условиях, важнейшим из которых является умение педагогов управлять процессом воспитания учащихся и «строить» из каждого обучающего личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом.
Концепция воспитательной работы
«
Воспитание
социально
активной
личности
»
подразумевает, что школа создает условия для самореализации и самоутверждения учащихся, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению, культурному росту и гражданской зрелости. Ведь ребенок в процессе своей жизнедеятельности развивается не только физически, психически и т. д., но и
социально
.
Причем все виды его развития проявляются в его социальном взаимодействии не только с окружающим социумом в школьном возрасте, но и с обществом в целом, когда он «выйдет в большую жизнь». Качество этого взаимодействия и есть результат воспитания.
Разрабатывая концепцию воспитательной работы школы, педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся.
И опыт русской педагогической школы Е.Н.Степанова, В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И. Соколовой, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, М.М.Поташника, С.А. Шмакова.
Концепция строится в соответствии с
Конвенцией о правах ребенка,
Законом РФ «Об образовании»,
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
федеральных законах и локальных актах в сфере образования,
Устава МБОУ СОШ № 23.
Цели
и
задачи
концепции
Методической
целью
разработанной концепции является «Формирование у педагогического коллектива школы системного видения процесса воспитания и актуализации потребности в совершенствовании и обновлении практики воспитательной работы с обучающимися».
Основная
цель
концепции: «Создание в школе условий для развития социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, творческую активность и гражданственность».
Указанная цель требует решения ряда задач:
1) содействие формированию ценностного отношения учащихся к социальному устройству человеческой жизни, формированию жизненной позиции
2) содействие учащимся в освоении культурных ценностей общества, в котором они живут, и способов самоопределения в них;
3) содействие формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития;
4) предоставление учащимся возможностей выбора творческой деятельности и способов ее реализации;
5) содействие формированию ценностных отношений к нормам культурной жизни.
Воспитательные цели детализированы на каждом возрастном этапе:
1 ступень. Воспитание в начальном звене.
Задачи:
1. Оказание помощи ребенку в преодолении трудностей в различных видах деятельности, формирование самостоятельности.
2. Развитие интеллекта средствами внеклассной деятельности.
3. Формирование потребности в творческой деятельности.
4. Развитие художественно-эстетических способностей.
5. Воспитание общительности, чувства своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желания оказывать помощь друг другу.
6. Способствовать созданию у детей ярких эмоциональных представлений о нашей Родине, об окружающем мире.
7. Формирование жизненно важных трудовых навыков и нравственных представлений: стремления говорить правду, поступать по справедливости, стремления быть смелым, организованным, исполнительным, уважительным, нетерпимым к лени, зазнайству, грубости, лжи.
8. Воспитание любви к чтению, развитие любознательности, любви к природе, стремления к здоровому образу жизни.
2 ступень. Воспитание в среднем звене (5-9 классы)
Задачи:
1. Оказание помощи в преодолении трудностей подросткового периода, требующего особого педагогического внимания и поддержки.
2. Оказание помощи подросткам в расширении круга их интересов и развитии их ответственности за конечные результаты любой деятельности.
3. Создание условий для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
4. Создание условий для поддержания стабильного здоровья учащихся.
5. Формирование самостоятельности учащихся, расширение возможностей для развития трудовых, художественно-эстетических учений и навыков.
6. Дальнейшее развитие национального самосознания на основе краеведческой, художественно-эстетической деятельности.
3 ступень. Воспитание и образование в старшем звене. (9-11 классы)
Задачи:
1. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
2. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для дальнейшей профессиональной учебы, выполнения гражданских обязанностей, успешной жизни и деятельности в сложных экономических условиях.
3. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
4. Дальнейшее физическое развитие личности.
5. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Одна из ведущих задач педагогического коллектива школы – это
создание
культурной
среды
развития
ребенка
и
оказания
ему
помощи
в
самоопределении
.
Педагоги школы понимают и принимают, что
социально
развитая
личность
– это свободная развитая личность. Воспитание такой личности требует исключения из воспитательной практики любых методов принуждения. Именно поэтому система воспитательной работы школы базируется на следующих
принципах
:
— в центре внимания воспитательной работы культурологические ценности, носителем которых должен стать ученик;
— природосообразность воспитания, опора на природу ребенка, его врожденные психофизиологические особенности и возможности;
— организация совместной деятельности учащихся и педагогов, взаимообщение, взаимопонимание, взаимосотрудничество;
— системность воспитательного процесса в школе.
Таким образом, главным направлением реализации концепции является действие целостной воспитательной системы школы, которая охватывает весь педагогический процесс и которая отвечает таким
базовым
требованиям
:
-
создание
условий
для
самореализации
и
самоутверждения
учащихся
-
возможность
проявления
детской
инициативы
и
ее
поддержка
со
стороны
взрослых
;
-
развитие
творчества
учащихся
;
-
воспитательная
поддержка
в
самоопределении
учащихся
.
Этапы
реализации
концепции
Этапы | Ход работы |
Цель – выявить позитивный опыт воспитательной работы в школе, определить приоритетные направления его развития. |
1. Заседание МО классных руководителей, семинаров с обменом опыта работы классных руководителей. |
2. Прогностический |
Цель – разработать концепцию, подготовить условия для работы по концепции «Воспитание социально активной личности»
1.Разработать концепцию воспитательной системы школы.
2.Обеспечить методическую поддержку участникам эксперимента (семинары, заседания МО классных руководителей, совещания классных руководителей).
3.Диагностировать уровень воспитанности уровень социализированности учащихся школы.
4. Разработать программы деятельности по реализации концепции развития воспитательной системы школы.
3.
Практический
Цель – реализация программы деятельности (по — необходимости, внесение коррективы в концептуальное содержание).1.Работа детского самоуправления: «Наша школьная страна»
2.Создание условий для самореализации учащихся:
-конкурс «Ученик года»
-обеспечение условий для реализации творческих способностей и возможностей учащихся.
4.
Обобщающий
Цель – определение эффективности работы школы по концепции. Выявление и оценка результатов деятельности1.Провести школьную педагогическую конференцию «Осуществление на практике концепции воспитательной системы школы: опыт, проблемы, перспективы».
2.Изучение качества реализации концептуальных программ, внесение корректив в воспитательную систему школы.
3.Провести школьный мониторинг по проблеме «Качество реализации новой воспитательной концепции школы» через опросы учащихся, через систему оценок и наблюдений осуществления программы деятельности.
Содержание
воспитания
Наша концепция «
Воспитание
социально-активной
личности
»
предлагает свое понимание содержания параметров
социально
активной
личности
.
1.
Социально-активная
личность
–
это
культурный
,
воспитанный
человек
.
Педагогические аспекты этого утверждения состоят в воспитании у учащихся освоения различных способов жизнедеятельности (основной из которых – здоровьесберегающий и который для нашей школы является одним из приоритетных), развитие практических потребностей, осуществление жизненного самоопределения.
2.
Социально-активная
личность
–
это
духовная
личность
.
Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности. Кроме этого, целевые установки воспитания
социально
активной
личности
связываются также с образом гражданина – патриота своей страны.
3.
Социально
–
активная
личность
–
личность
творческая
.
Этот аспект включает поддержку и помощь воспитанникам в реализации творческих способностей, создание творческой школьной среды.
4.
Социально
—
активная
личность
–
гуманная
личность
.
Работа в этом направлении заключается в воспитании безопасной личности, т.е. личности, не способной причинить вред ни людям, ни природе, ни себе.
Концепция воспитательной работы школы реализуется через
-внутрипредметную воспитательную деятельность;
—
духовно-нравственное
воспитание
;
—
патриотическое
воспитание
;
—
здоровьесбережение
;
—
эстетическое воспитание;
—
работу
с
родительским
коллективом
;
—
социальное воспитание
.
Ожидаемые результаты.
Выпускник МБОУ СОШ № 23:
— владеет системой знаний о различных сферах человеческой деятельности, являющейся основой формирования убеждений, т.е. мировоззрения;
— знает Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к обществу, окружающей среде;
— понимает сущность и социальную значимость будущей профессии, знаком с проблемами, определяющими область профессиональной деятельности;
— умеет организовать свой труд;
— проявляет самостоятельность в ситуации выбора и умеет нести ответственность за принятое решение;
— владеет навыками сотрудничества, способами осуществления познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности;
— умеет управлять собой, своими эмоциями, самосовершенствуется, владеет навыками организационной культуры;
— наделен чувством гражданской ответственности, стремится быть полезным окружающим людям;
— способен терпимо относиться к людям другой национальности;
— имеет положительную мотивацию к здоровому образу жизни, позитивное отношение к созданию и сохранению семьи, умеет противодействовать асоциальным проявлениям.
В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями города Новочеркасска, а также с представителями общественности.
Формы взаимодействия:
— совместная организация и проведение внеклассных мероприятий;
— вечера-встречи с интересными людьми;
— диагностика;
— консультации;
— шефская помощь и т.д.
СТРУКТУРА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ
— Социально-педагогическая служба;
— Психолого-педагогическая служба;
— Система внутришкольного контроля;
— Работа с родителями;
— МО классных руководителей;
— Охрана здоровья;
— «Наша школьная страна»
— «Ученик года»
— Совет профилактики;
— Взаимодействия со службами поселка, города;
— Традиции.
РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ВОСПИТАНИИ
Возрастает значимость роли классного руководителя.
Сегодня он выполняет три взаимосвязанные функции:
— формирует коллектив класса;
— помогает в решении возникших проблем;
— осуществляет диагностическую деятельность по изучению уровня воспитанности, личностных индивидуальных характеристик, заботится о развитии и здоровье обучающихся.
Главное в деятельности классного руководителя на сегодняшний день является содействие саморазвитию личности, обеспечение активной социальной защиты ребенка, сохранение здоровья, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий подростков по решению собственных проблем.
В воспитательной работе классного руководителя следует выделить
три главных направления:
1.Непосредственное воздействие на ученика.
— изучение индивидуальных особенностей, способностей, его развития, окружения, интересов;
— программирование воспитательных воздействий;
— реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы.
2.Создание воспитывающей среды.
— сплочение коллектива;
— формирование благоприятной эмоциональной атмосферы;
— включение учащихся в разные виды социальной деятельности;
— развитие детского самоуправления.
3. Коррекция социальных отношений ребенка.
— социальная помощь семье;
— взаимодействие с педагогическим коллективом;
— коррекция воздействия средств массовой информации;
— нейтрализация негативных воздействий социума;
— взаимодействие с другими образовательными учреждениями.
В школе действуют модели воспитательной системы: «Твори, выдумывай, пробуй!», «Мы живем среди людей!», программы «Здоровье», «Я в этом мире не один», «Профилактика вредных привычек» и др., направленные на развитие познавательных, эмоционально-личностных устремлений обучающихся и формирование комфортного психологического климата в классных коллективах.
В школе созданы все необходимые для достижения цели воспитательной работы условия: в течение года воспитательная работа строилась в соответствии с общешкольными и классными планами работы. Воспитательная работа построена на трех блоках:
Воспитательная работа
Создана система управления воспитательным процессом, которая позволяет планировать, координировать и осуществлять контроль в работе с педколлективом, родителями, учащимися
Основные направления:
1.нравственно-патриотическое;
2.научно-исследовательское;
3.трудовое;
4.спортивное;
5.социальная защита учащихся.
6.здоровьесбережение.
Деятельность ученического самоуправления построена в форме игры «Наша школьная страна».
Цель: активизация и актуализация учебно-познавательного процесса; повышение престижа учебных знаний в ученической среде.
В рамках игры проходит ряд мероприятий, направленных на повышение престижа учащегося школы №23, сплочение классного коллектива, активизации жизненной позиции каждого обучаемого. Каждый класс представляет собой город в общешкольной стране МБОУ СОШ №23. В городе-классе имеется своя система самоуправления, название и символика.
Структура управления:
«Наша школьная страна»
Ежегодно ученической комиссией проводится рейтинг учебных достижений учащихся по классам.(2012 год: 1 место- 2-а.4-а; 2-место 11-а, 7-б, 5-б,4-б, 2-в; 3-место 6-а, 2-б).
В 2010-2011 году итогом работы ученического соуправления стало оформление классных портфолио.
В рамках игры «Наша школьная страна» в 2012 году были проведены: фестиваль-презентация «Приходите в мой дом!» (итогом фестиваля стала карта школьного государства с гербами городов), акция «Лучшая прическа». Регулярно обновляется интерактивная газета «Наша школьная жизнь».
Одно из направлений ученического самоуправления – это отряд «Зебра», который регулярно проводит беседы с ребятами по Правилам дорожного движения, выступает как агитбригада, проводит праздники, участвует во всех городских мероприятиях. Неоднократно являлся победителем городских и областных конкурсов. В школе создан кабинет ПДД. Кабинет был представлен на областном конкурсе «Лучший кабинет безопасности дорожного движении в ОУ» (2011 г.) заместителем директора по ВР Дойниковой О.А., руководителем отряда ЮИД Свистиной Е.В.
«Дружина Юных пожарных» в течение всего учебного года проводит мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности. Является участником областных, городских фестивалей и конкурсов.
Учащиеся старших классов — постоянные участники городских акций «Новочеркасск – территория здоровья!» (1 место-2011 г.), « Мы – за здоровый образ жизни!», «Посади дерево» и др.
Проект «Ученик года» получил старт в 2009 г. И насчитывал в то время 20 человек; в 2012 году в нем приняло участие уже 60 человек. В этом учебном году к конкурсу присоединились учащиеся первой ступени.
Условия для самореализации обучающихся стоится на основе договорных отношений с учреждениями дополнительного образования
п/п | Вид |
деятельностиНазвание секции, кружка и т.д.Охват учащихся
( в т.ч % от общего количества)1Гражданско-патриотическая Кружок «Донская сторонушка», клуб «Альтернатива есть!»12%2КультурологическаяКлуб «Взлет»4%3Художественно-эстетическаяКружки, объединения: «Украшу свой дом сама», «Колокольчики», «Аделаида», «Альтаир», «Топотушки», «Юные леди», «Хоровое искусство», «Лепка», «Барби», «Медвежонок панда» и др.68%4Физкультурно-спортивнаяФутбол, баскетбол, туризм,
киоку-шинкай карате, борьба, гимнастика, волейбол, плавание72 %5Социально-педагогическаяКоллективные творческие дела, участие в работе органов ученического самоуправления, участие в общественной жизни школы, акциях.
Отряд «ЮИД»
Отряд ДЮП100%
2%
4%
В школе сформирован календарь творческих дел:
С е н т я б р ь: Торжественная линейка, посвященная Дню знаний, Неделя безопасности дорожного движения. Посвящение первоклассников в пешеходы.
О к т я б р ь: День Учителя. Осенний бал. Покров на Дону.
Н о я б р ь: акция «Новочеркасск-территория здоровья». День матери. Веселые старты
Д е к а б р ь: Новогодние праздники.
Я н в а р ь: неделя «Музей и дети».
Ф е в р а л ь: Вечер встречи школьных друзей. Месячник военно-патриотического воспитания.
М а р т- А п р е л ь: Дни защиты от экологической опасности. Масленица. Концерт к 8-марта, Фестивали городов.
М а й: Празднование Дня Победы. Праздник Последнего звонка.
И ю н ь: Выпускной вечер.
Работа с проблемными детьми
,
детьми «зоны риска»
предполагает личностный подход к подростку, педагогическую диагностику, включение воспитанника в социальные и внутриколлективные отношения, привлечение к социально ценностной деятельности с учетом их положительных качеств с использованием школы, семьи, общественности, обучение методике самостимуляции положительного поведения, коррекции отклоняющегося поведения.
|
|
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ТРУДНОГО ПОДРОСТКА
|
|
Психолого-педагогические принципы воспитательной системы строятся
на адаптации к новым условиям общения, поддержки в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития
— помощь в решении личностных проблем;
— профилактика неврозов;
— помощь в построении конструктивных отношений с родителями, сверстниками;
— профилактика девиантного поведения, наркозависимости, табакокурения.
Используются следующие направления работы по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся: профилактика, консультирование, коррекция, психологическое просвещение.
Связь семьи и школы
Семья – важнейший институт в формировании и развитии социально-значимых ценностей и установок личности, в социализации и воспитании подрастающего поколения.
При организации работы с родителями мы стараемся «вернуть родителей в школу», повысить их ответственность за воспитание детей. Мы помним, что в народной педагогической культуре воспитание детей – самая первая и самая важная обязанность родителей. Вот почему так важно сегодня наладить взаимодействие учителей, учеников и родителей. Факт самоустранения родителей от воспитания является противоестественной для российского менталитета тенденцией, подлежащей искоренению всеми педагогически доступными средствами.
п/п |
Формы обучения родителей педагогическим знаниям |
1. |
Проведение родительских педагогических всеобучей, направленных на повышение правовой, педагогической грамотности родителей с привлечением специалистов правовых, медицинских и общественных учреждений. |
2. |
Общешкольные родительские собрания. |
3. |
Классные родительские собрания. |
4. |
Проведение психолого-педагогического консультирования родителей из дисфункциональных и неблагополучных семей, а также семей, находящихся в социально-опасном положении. |
5. |
Оформление информационных уголков для родителей, отражающих основы правового статуса несовершеннолетних, а также знакомящих с документами, регламентирующими деятельность ОУ. |
6. |
Проведение рейдов родительской общественности, администрации школы и инспекции ОПДН в неблагополучные семьи. |
7. |
Индивидуальные и групповые встречи – беседы родителей с директором и администрацией школы. |
8. |
Заседание Совета школы. |
9. |
Участие родителей в управлении школой, в организации общешкольных праздников, школьных мероприятиях, экскурсиях. |
10. |
Анкетирование родителей. |