Школа №23 » Воспитательная система МБОУ СОШ № 23.

Воспитательная система МБОУ СОШ № 23.


Воспитательная работа неразрывно связана с учебным процессом и направлена на реализацию методической темы: «Становление образованного, всесторонне развитого человека с активной жизненной позицией, способного к самоанализу и рефлексии, умеющего ориентироваться в окружающем социуме, принимать решения и отвечать за свои поступки». Целью работы  является создание развивающего образовательного и воспитательного пространства в школе, способствующего формированию навыков социальной успешности. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную деятельность школьников, разнообразные виды деятельности. Поэтому школой были постановлены следующие   воспитательные задачи: создание воспитательной и образовательной среды,  обеспечивающей доступность и качество  образования и воспитания,  сохранение  и укрепление  физического и психического здоровья обучающихся, формирование  стремления к здоровому  образу жизни, формирование гражданско-патриотических качеств обучающихся привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу школы.  В школе  созданы все необходимые для достижения цели воспитательной работы условия: в течение года воспитательная работа строилась в соответствии с общешкольными и классными планами работы. Воспитательная работа построена на трех блоках: в процессе обучения, внешкольная деятельность, внеурочная деятельность.

Создана система управления воспитательным процессом, которая позволяет планировать, координировать и осуществлять контроль в работе с педколлективом, родителями, учащимися

Основные направления: нравственно-патриотическое; художественно-эстетическое; трудовое; спортивное; социальная защита учащихся; здоровьесбережение.

Традиционными для школы стали следующие мероприятия: «День знаний», «День учителя», «Первоклассник – пешеход», «Осенний бал», «День пожилого человека», «День народного единства», «День матери», Новогодние праздники, Месячник патриотического воспитание, «День защитника Отечества», «День встречи выпускников», «Международный женский день», «День борьбы с наркоманией», «День Победы», «День здоровья», Последний звонок.

Цели воспитательной работы определяются исходя из анализа проведенной воспитательной работы предыдущих лет. План мероприятий на год составляется в каждом классе соответственно школьному плану.

Важную роль в организации жизнедеятельности  школьного коллектива играют системоинтегрирующие  формы организации воспитательного процесса, такие, как коллективное творческое дело, акции, ролевая игра.

Результаты воспитательной работы находят своё отражение в приказах и аналитических справках. В плане работы  школы есть тематические педагогические советы по воспитательной работе. В повестке дня педагогических советов также имеют место отдельные текущие вопросы воспитательного плана. Анализ работы школы, в котором  подробно  проанализирована воспитательная деятельность, позволяет сделать выводы об удовлетворительной воспитательной работе педагогического коллектива с обучающимися.

Для организации методической и практической помощи классным руководителям в осуществлении воспитательной работы с классом в школе работает методическое объединение классных руководителей.

Творчески работающими классными руководителями разработаны  модели воспитательной системы «Твори, выдумывай, пробуй» (Свистина Е.В.- победитель муниципального этапа конкурса «Лучший классный руководитель!» (приказ УО от 21.09.2012 №448),  «Юный патриот» (Янченкова Н.А.- призер  муниципального этапа конкурса «Лучший классный руководитель!»  приказ УО от 26.09.2012 №442)

В образовательном учреждении    создана   система дополнительного образования, дающая возможность развивать спортивные, творческие и интеллектуальные способности  обучающихся.

На базе школы работают кружки  и секции: вокальный, хореографический, футбол, баскетбол, туризм, - созданные совместно с учреждениями дополнительного образования, с которыми заключены договора о сотрудничестве: МБОУ СОШ СДЮСШ № 3, МБОУ ДОД ДДТ, МБОУ ДОД  ДШИ, МБУК «ДК мкр. Донской»,  МБУК НУБС.  Эти кружки посещают 216 учащихся, что составляет   36%   от всего количества учащихся.

В системе дополнительного  образования города  занято 79%  всех учащихся школы. Результатом  деятельности дополнительного образования стали  участие и призовые места  учащихся в конкурсах Всероссийского, регионального и муниципального уровня.  За  последние 3 года 198  обучающихся стали призерами городских конкурсов, 15  обучающихся – призерами конкурсов федерального и регионального уровней.

Цирюлик Александр стал обладателем  премии Мэра города Новочеркасска (2011г.). Достижения в спорте Ващенко Александра, творческие способности Михеевой Наталии отмечены  в книге «Одаренные дети Ростовской области» (2012 г). Ежегодно одаренные дети младших классов становятся участниками губернаторской Новогодней елки.

Внеурочная деятельность в 1-3  классах организуется по направлениям развития личности (духовно- нравственное, социальные, общеинтеллектуальное,  общекультурное, спортивно - оздоровительное и т.д.). Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность,  формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Деятельность школы по здоровьесбережению осуществляется в соответствии программой «Безопасность-залог здоровья»  (принята на заседании педагогического совета протокол от 30.08.2011 г.  № 1 и утверждена приказом от  14.09.2011 г.  № 122\1) и заключается в осуществлении мероприятий, направленных  на создание организационно – педагогических,  материально – технических и санитарно – гигиенических условий.  На уроках и во внеурочной работе учителя применяют здоровьесберегающие технологии.

В комплекс мероприятий,  посвященных пропаганде  здорового образа жизни входят: информационно – пропагандистские мероприятия «Я-гражданин», классные часы, круглые столы   по профилактике алкоголизма и принятия ПАВ,  интернет – уроки,  акции «Альтернатива –есть!» и «Здоровый образ жизни –ДА! Наркотикам –  НЕТ!, фестивале «Новочеркасск –территория здоровья» (победители 2011г.,2012г.)

Школьным психологом разработаны и успешно внедряются  программы:  «Я выбираю жизнь» по проблемам профилактики суицидального поведения в образовательной среде  (принята на педсовете, протокол №1 от30.08.2012 г.,  согласована с директором МБОУ СОШ №23 Ю.А. Мотовиловым, приказ № 165 от 1.09.2012 г.), формирования толерантного сознания учащихся в образовательной  среде 2012-2013  « Толлерантность – путь к миру» (принята на педсовете, протокол №1 от30.08.2012 г.,  согласована  с директором МБОУ СОШ №23 Ю.А. Мотовиловым, приказ № 165 от 1.09.2012 г),     профилактика ПАВ  «Я принимаю мир» (принята на педсовете, протокол №1 от30.08.2012 г., согласована с директором МБОУ СОШ №23 Ю.А. Мотовиловым, приказ № 165 от 1.09.2012 г.),    программа по формированию жизненных навыков и профилактике употребления ПАВ «Молодежь Дона – здоровье нации», (принята на педсовете, протокол №1 от30.08.2012 г., согласована с директором МБОУ СОШ №23 Ю.А. Мотовиловым, приказ № 165 от 1.09.2012 г.),  призер городского конкурса образовательных программ по формированию в подростково-молодежной среде антинаркотической культуры  (приказ УО  №301 от 23.07.2012 г).

Частью структуры управления в воспитательном процессе школы является  ученическое самоуправление «Наша школьная страна» (положение об ученическом самоуправлении  принято  на  заседание ШМО кл. рук.,  протокол №1 от 29.08.2011, утверждена приказом  от 16.09.11 №122\1), работа которого позволяет расширить возможности демократизации управления коллективом подростков.

«Наша школьная страна» функционирует  на основании Положения, в котором отражены цели, задачи, основные принципы  деятельности, права и обязанности членов Совета.  Работа органа школьного самоуправления строится в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы.

Цель: активизация и актуализация учебно-познавательного процесса; повышение престижа учебных знаний в ученической среде.

В рамках игры проходит ряд мероприятий, направленных на повышение престижа учащегося школы №23, сплочение классного коллектива, активизации  жизненной позиции каждого обучаемого. Каждый класс представляет собой город в общешкольной стране МБОУ СОШ №23. В городе-классе имеется своя система самоуправления, название и символика.

Ежегодно  проводится рейтинг учебных достижений учащихся по классам.(2012 год: 1 место- 2-а.4-а; 2-место 11-а, 7-б, 5-б,4-б, 2-в; 3-место 6-а, 2-б).

В 2010-2011 году итогом работы ученического соуправления стало оформление классных портфолио.

В рамках игры «Наша школьная страна» в 2012 году были проведены: фестиваль-презентация «Приходите в мой дом!» (итогом фестиваля стала карта школьного государства с гербами городов), акция «Лучшая прическа».  Регулярно обновляется интерактивная газета «Наша школьная жизнь», реализуется проект «Ученик года».

Одно из направлений ученического самоуправления – это отряд «Зебра», который регулярно проводит беседы с ребятами по Правилам дорожного движения, выступает как агитбригада, проводит праздники, участвует во всех городских мероприятиях. Неоднократно являлся победителем городских и областных конкурсов. В школе создан кабинет ПДД. Кабинет был представлен на областном конкурсе «Лучший кабинет безопасности дорожного движении в ОУ» (2011 г.) заместителем директора по ВР Дойниковой О.А., руководителем отряда ЮИД Свистиной Е.В.

«Дружина Юных пожарных» в течение всего учебного года проводит мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности. Является участником областных, городских фестивалей и конкурсов.

Учащиеся старших классов - постоянные участники городских  акций «Новочеркасск – территория здоровья!» (1 место-2011 г.,2012 г.), «Мы – за здоровый образ жизни!», «Посади дерево» и др.

В школе выстроена система работы по обеспечению защиты и реализации прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактике противоправного поведения подростков, социального сиротства, работа с данной категорией обучающихся отражена в  планах работы школы,   социального педагога, педагога-психолога, Совета профилактики, планах классных руководителей.

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса направлено на создание психолого-педагогических условий для успешного обучения и психологического развития учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», законом «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в школе проводится работа по исполнению социально-педагогического мониторинга. Создан банк данных детей «группы риска» и семей, находящихся в социально-опасном положении.

Проводятся общешкольные родительские собрания с приглашением сотрудников ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних при администрации города, психологов и других специалистов.

Предупреждение детского травматизма – одно из важнейших направлений работы педагогического коллектива школы. Занятия по ПДД по программе ведутся классными руководителями 1-11 классов. За школой закреплён сотрудник ГИБДД, который систематически проводит занятия с обучающимися 1-11 классов, беседы с родителями по предупреждению ДТП. В течение ряда лет в школе проводятся  операции и декадники по профилактике ДТП, несчастных случаев: «Дорога требует дисциплины», «Внимание, дети!».

В течение учебного года регулярны посещения Музея истории Донского казачества и его филиалов, Казачьего драматического театра. Традиционными стали  поездки в  Театр музыкальной комедии, цирк, зоопарк, дельфинарий г. Ростова-на-Дону, г. Таганрог, Танаис и др.

Реализуя профориентационную направленность, Школа поддерживает отношения с ВУЗами города и области, организуя встречи  с преподавателями, старшеклассники ежегодно участвуют в областной Декаде профориентации, в городской Ярмарке профессий, в днях открытых дверей учреждений высшего и среднего профессионального образования, в научно-практическом семинаре «Дни партнерского взаимодействия», проводимом в ЮРГТУ. Регулярно проводятся  Уроки занятости с приглашением специалистов ЦЗН, анкетирование обучающихся по проблеме выбора будущей профессии

Одним из важнейших направлений работы школы является работа с родительской общественностью. Целью этой работы педагоги видят формирование партнерских отношений с семьями учащихся. Родительская общественность представлена в Совете школы, Попечительском Совете и родительских комитетах классов. Их работа представлена соответствующими протоколами. Для родителей проводятся общешкольные собрания, групповые и индивидуальные консультации, посвященные  проблемам семейного воспитания.  Но, к сожалению, родители дезадаптированных учеников из социально опасной среды в жизни школы участие не принимают, мало интересуются успеваемостью своих детей.

В  школе созданы необходимые медико – социальные условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся, их социальную защиту.

Осуществляется социальная поддержка детей из малоимущих, многодетных семей, детей - сирот, опекаемых и  детей, находящихся в социально - опасном положении. 239 учащихся школы получают бесплатное питание, 280 учащихся начальной школы получают бесплатное молоко, все учащиеся школы обеспечены бесплатными учебниками из школьной библиотеки. Серьёзной  поддержкой для школьных семей  является летний оздоровительный лагерь при школе на 75 человек.